Критерии психики

 

Критерии психики

Гипотеза о возникновении и развитии психики.

Какие объекты окружающего мира владеют психикой, и на каком основании можно судить о наличии либо отсутствии психики? Существует несколько точек зрения:

Классические критерии

Антропопсихизм: лишь человек владеет психикой (критерий - может дать отчет о собственных психических состояниях).

Панпсихизм: все объекты владеют психикой (критерия психики нет).

Биопсихизм: психикой владеют объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к биологии).

Современные критерии

Структурный. Нейропсихизм: психикой владеют существа, имеющие НС (критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими действиями). трудности: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.

Функциональный: идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать организму. Психика нужна для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, но ей нужен телесный орган - возникает НС. В общем случае функциональный критерий описывает наличие психики по поведению. Неувязка – нереально различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.

В качестве объективного критерия психики Леонтьев дает разглядывать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные действия.

Гипотеза о возникновении чувствительности

Леонтьев, Запорожец. База теории – биолог Северский.

Выделяем 2 типа среды:

Однородная – гомогенная – все нужное и опасное для жизни растворено в ней (таковой среды в действительности нет).

Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная окружающая среда).

Запускаем экспериментальное живое существо в гомогенную среду и спрашиваем: нужна ли в гомогенной среде психика? В данной среде у живого существа постоянно есть контакт с тем, что принципиально для жизни. Какая-то концентрация полезного и вредного постоянно в контакте с субъектом. Что необходимо такому существу? Раздражимость – способность отвечать на внешнее раздражение. Передвигаться к полезному и удаляться от опасного. Но нет необходимости в отражении данной среды. Означает, в гомогенной среде существо может жить без психики.

В гетерогенной среде субъекту нужен активный поиск принципиальных для жизни веществ - субъект обязан психически отражать актуальные потребности собственного организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, принципиальные для жизни объекты. Раздражимость - это свойство всего живого. Субъекту еще нужно реагировать на признаки принципиальных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - чувствовать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) характеристики среды, которые объективно соединены с биологически важными (биотическими) качествами и как бы указывают на них (частный вариант раздражимости).

Пример. У существа с раздражимостью обязаны быть некие датчики – характеристики на наличие энергии. У нас – это уровень глюкозы в крови. Жизненных веществ в организме становится не достаточно, не достаточно энергоносителей. С какой неувязкой столкнется существо без психики? Нужно восполнять запасы энергии – находить пищу, для этого нужно двигаться, тратить энергию, а её не достаточно. Противоречие: двигаться либо нет? Двигаться – находить источник энергии, но и тратить, то что есть. У него обязано показаться психическое отражение собственных потребностей. Обязан показаться голод, голод погонит находить пищу. Голод – отражение некого состояния пищевой потребности. “Я голоден и необходимо находить пищу” - существо мы наделили потребностями, и эти потребности обязаны отражаться. Рубинштейн – в эмоциях; Анохин и др. – психика начинается с эмоций, с таковой оценки состояния собственных потребностей. Леонтьев: эмоции – это субъективно, необходимо объективное. Я могу сказать – мне нужна эмоция. Проверить наличие эмоций у амебы нет способности, поэтому отказывается от этого критерия. Объективный критерий какой? Пищу нужно находить, означает – отражать среду? А какую? Среда какая? Предметная. Означает – предметы. Паучок в сети. Попадает мушка, и паучок бежит за принципиальным для жизни пищевым объектом. Ставим камертон. Вибрирует, но не мушка. Паучок бежит. Что необходимо отражать? Не сами предметы, а их характеристики? Какие? Вибрация – жизненно принципиальное свойство? Нет. Психика начинает с чувствительности к жизненно не принципиальным свойствам. Психика выполняет сигнальную функцию, т.Е. Признак (вибрация) выступает в виде сигнала для деяния.

опыт Леонтьева по выработке нового метода чувствительности у человека. Шарики во всех областях с красным светофильтром были под достаточно мощным током (100 вт). Предварительно обученные испытуемые обязаны были взять шарик, и не попасть под удар тока. Возможность случайного правильного выбора 25%. Но приблизительно через 600 опытов испытуемые научались находить подходящий шарик фактически без ошибок.

Гипотеза о развитии психики

У Леонтьева связана с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные конфигурации поведения ведут к качественным изменению психики.

3 стадии развития поведения – 3 отменно новейшие формы психики (отражения):

Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные характеристики окружающей среды, сенсорные чувства;

Навык – перцептивная психика, отражаются предметы либо ситуаций в целом, в виде образов восприятия;

Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

Стадии

Особенности среды

Содержание отражения

Форма отражения

Форма поведения

1.Элементарнаясенсорная

Предметная среда

характеристики среды, предмета

чувства.

Инстинкт, безусл. Рефлекс

2. Перцептивная

Среда отношений меж предметами

Различение предметов в форме вида

виды

Навык, усл. Рефлекс

3. Интеллект

Отношение меж предметами

Предметные ситуации, функциональные понятия.

Интеллект

чувство – отражение параметров предметов либо среды, сенсорные процессы

Восприятие – отражение предметов в форме образов, перцептивный процесс

Мышление – рациональная форма познания, выходящая за пределы органов чувств, отражение отношений меж предметами. Это обобщение и опосредствованное отражение субъектом существенных параметров и отношений в окружающей действительности.

Единство отражения и деятельности. Хотя и существует различие меж ними, они совместно с тем неотделимы друг от друга. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. Будет ли отражаться (и как точно) в чувствах животного воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в собственной деятельности с данным предметом и как конкретно связана. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им действиями, совершается в согласовании с тем, как отражается данное действие в чувствах животного. Главным в этом единстве отражения и деятельности является деятельность животного, фактически связывающая его с объективной реальностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих параметров данной реальности.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность

П.Я.Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий.

Ориентировка (в среде) – выполнение – контроль - присущи хоть какому и внешнему и умственному действию. Ориентироваться – предвосхитить. Животному нужно приспосабливаться к среде и её изменениям - ориентировочная деятельность. Нужна активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий наружной среды. В привычной среде все деяния происходят автоматом. Условия среды меняются - нужно заблаговременно примерить характеристики собственного деяния - нужна психическая ориентировка, образ данных условий и собственного деяния в мире. Психическая ориентировка - фактор удачного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных устройств поведения недостаточно, где необходимо наметить действие поновой и приспособить его к конкретным условиям.

Леонтьев: Психика начинается со способности чувствовать.

Гальперин: Психика есть ориентировка, ориентировочная деятельность.

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/




  Другие работы из раздела:


Психологическая символика фасада, интерьера, костюма
ПЛАН 1. Введение а) определение знака б) определение стиля 2. Символика архитектуры а) Антика б) Готика в) Барокко г)....

Алгоритмизация обучения
Алгоритмизация обучения посреди психологических исследований, направленных на улучшение учебного процесса, принципиальное место принадлежит разработке способов алгоритмизации....

Наркотики и дети
Наркотики и дети А.В. Надеждин Положение с употреблением наркотических веществ детьми и детьми в России, в настоящее время получило угрожающий характер. Если еще 4-5 лет....

Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личных расстройств
Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личных расстройств В настоящее время представители разных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного влияния....

Способы и приемы коррекции нарушений развития вида себя в ранешном возрасте
способы и приемы коррекции нарушений развития вида себя в ранешном возрасте Авдеева Н. Н. Нарушения в развитии вида себя в ранешном детстве могут иметь разные....

Эгоцентрическая речь
глядеть на рефераты похожие на "Эгоцентрическая речь " СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………… 3 Теория детского эгоцентризма Пиаже……………………………… 4....

Адаптация к обучению в школе
Адаптация к обучению в школе Роженко А.В. Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе....