Критерии психики

 

Критерии психики

Гипотеза о возникновении и развитии психики.

Какие объекты окружающего мира владеют психикой, и на каком основании можно судить о наличии либо отсутствии психики? Существует несколько точек зрения:

Классические критерии

Антропопсихизм: лишь человек владеет психикой (критерий - может дать отчет о собственных психических состояниях).

Панпсихизм: все объекты владеют психикой (критерия психики нет).

Биопсихизм: психикой владеют объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к биологии).

Современные критерии

Структурный. Нейропсихизм: психикой владеют существа, имеющие НС (критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими действиями). трудности: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.

Функциональный: идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать организму. Психика нужна для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, но ей нужен телесный орган - возникает НС. В общем случае функциональный критерий описывает наличие психики по поведению. Неувязка – нереально различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.

В качестве объективного критерия психики Леонтьев дает разглядывать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные действия.

Гипотеза о возникновении чувствительности

Леонтьев, Запорожец. База теории – биолог Северский.

Выделяем 2 типа среды:

Однородная – гомогенная – все нужное и опасное для жизни растворено в ней (таковой среды в действительности нет).

Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная окружающая среда).

Запускаем экспериментальное живое существо в гомогенную среду и спрашиваем: нужна ли в гомогенной среде психика? В данной среде у живого существа постоянно есть контакт с тем, что принципиально для жизни. Какая-то концентрация полезного и вредного постоянно в контакте с субъектом. Что необходимо такому существу? Раздражимость – способность отвечать на внешнее раздражение. Передвигаться к полезному и удаляться от опасного. Но нет необходимости в отражении данной среды. Означает, в гомогенной среде существо может жить без психики.

В гетерогенной среде субъекту нужен активный поиск принципиальных для жизни веществ - субъект обязан психически отражать актуальные потребности собственного организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, принципиальные для жизни объекты. Раздражимость - это свойство всего живого. Субъекту еще нужно реагировать на признаки принципиальных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - чувствовать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) характеристики среды, которые объективно соединены с биологически важными (биотическими) качествами и как бы указывают на них (частный вариант раздражимости).

Пример. У существа с раздражимостью обязаны быть некие датчики – характеристики на наличие энергии. У нас – это уровень глюкозы в крови. Жизненных веществ в организме становится не достаточно, не достаточно энергоносителей. С какой неувязкой столкнется существо без психики? Нужно восполнять запасы энергии – находить пищу, для этого нужно двигаться, тратить энергию, а её не достаточно. Противоречие: двигаться либо нет? Двигаться – находить источник энергии, но и тратить, то что есть. У него обязано показаться психическое отражение собственных потребностей. Обязан показаться голод, голод погонит находить пищу. Голод – отражение некого состояния пищевой потребности. “Я голоден и необходимо находить пищу” - существо мы наделили потребностями, и эти потребности обязаны отражаться. Рубинштейн – в эмоциях; Анохин и др. – психика начинается с эмоций, с таковой оценки состояния собственных потребностей. Леонтьев: эмоции – это субъективно, необходимо объективное. Я могу сказать – мне нужна эмоция. Проверить наличие эмоций у амебы нет способности, поэтому отказывается от этого критерия. Объективный критерий какой? Пищу нужно находить, означает – отражать среду? А какую? Среда какая? Предметная. Означает – предметы. Паучок в сети. Попадает мушка, и паучок бежит за принципиальным для жизни пищевым объектом. Ставим камертон. Вибрирует, но не мушка. Паучок бежит. Что необходимо отражать? Не сами предметы, а их характеристики? Какие? Вибрация – жизненно принципиальное свойство? Нет. Психика начинает с чувствительности к жизненно не принципиальным свойствам. Психика выполняет сигнальную функцию, т.Е. Признак (вибрация) выступает в виде сигнала для деяния.

опыт Леонтьева по выработке нового метода чувствительности у человека. Шарики во всех областях с красным светофильтром были под достаточно мощным током (100 вт). Предварительно обученные испытуемые обязаны были взять шарик, и не попасть под удар тока. Возможность случайного правильного выбора 25%. Но приблизительно через 600 опытов испытуемые научались находить подходящий шарик фактически без ошибок.

Гипотеза о развитии психики

У Леонтьева связана с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные конфигурации поведения ведут к качественным изменению психики.

3 стадии развития поведения – 3 отменно новейшие формы психики (отражения):

Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные характеристики окружающей среды, сенсорные чувства;

Навык – перцептивная психика, отражаются предметы либо ситуаций в целом, в виде образов восприятия;

Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

Стадии

Особенности среды

Содержание отражения

Форма отражения

Форма поведения

1.Элементарнаясенсорная

Предметная среда

характеристики среды, предмета

чувства.

Инстинкт, безусл. Рефлекс

2. Перцептивная

Среда отношений меж предметами

Различение предметов в форме вида

виды

Навык, усл. Рефлекс

3. Интеллект

Отношение меж предметами

Предметные ситуации, функциональные понятия.

Интеллект

чувство – отражение параметров предметов либо среды, сенсорные процессы

Восприятие – отражение предметов в форме образов, перцептивный процесс

Мышление – рациональная форма познания, выходящая за пределы органов чувств, отражение отношений меж предметами. Это обобщение и опосредствованное отражение субъектом существенных параметров и отношений в окружающей действительности.

Единство отражения и деятельности. Хотя и существует различие меж ними, они совместно с тем неотделимы друг от друга. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. Будет ли отражаться (и как точно) в чувствах животного воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в собственной деятельности с данным предметом и как конкретно связана. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им действиями, совершается в согласовании с тем, как отражается данное действие в чувствах животного. Главным в этом единстве отражения и деятельности является деятельность животного, фактически связывающая его с объективной реальностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих параметров данной реальности.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность

П.Я.Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий.

Ориентировка (в среде) – выполнение – контроль - присущи хоть какому и внешнему и умственному действию. Ориентироваться – предвосхитить. Животному нужно приспосабливаться к среде и её изменениям - ориентировочная деятельность. Нужна активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий наружной среды. В привычной среде все деяния происходят автоматом. Условия среды меняются - нужно заблаговременно примерить характеристики собственного деяния - нужна психическая ориентировка, образ данных условий и собственного деяния в мире. Психическая ориентировка - фактор удачного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных устройств поведения недостаточно, где необходимо наметить действие поновой и приспособить его к конкретным условиям.

Леонтьев: Психика начинается со способности чувствовать.

Гальперин: Психика есть ориентировка, ориентировочная деятельность.

перечень литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/




  Другие работы из раздела:


Интуитивное письмо как медитационная практика
Интуитивное письмо как медитационная практика "Hужно обращаться не к догмам, а к Богом данной свободной воле, собственной душе - оттуда приходят ис- тинные ответы,....

Профессиограмма PR-специалиста
Профессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR – специалиста)На языке менеджеров по персоналу профессиграмма – это документ, содержащий главные профессиональные....

Пристрастие к наркотикам, формирование зависимости
Содержание Введение Глава 1. Что же такое наркотики ? Глава 2. Механизм формирования физической зависимости Глава 3. Механизм формирования психической....

Психология профессионального обучения
Психология профессионального обучения Обучение в более употребительном смысле этого термина значит целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию)....

Злость как социально-психологический парадокс
Министерство Образования русской Федерации Воронежский Государственный Технический институт Кафедра Со и П Курсовая работа по психологии Тема: злость как....

Алалия
Алалия Алалией принято именовать полное либо частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием либо поражением речевых областей в левом....

Нервные психические болезни: шизофрения
КОСТРОМСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ Нервные психические болезни РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “ Ш И З О Ф Р Е Н И Я ” Преподаватель: Стенькова Э. Т. СОДЕРЖАНИЕ....